Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

ПРОФЕССИЯ


рон уже невозможны. Возникают П.с., к-рые осознаются субъектами как несо­ответствие между целями и рез-тами их деятельности. Причины этого несоответ­ствия различны: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к дости­жению цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. В рез-те не на­ходят удовлетворения потребности соц. субъектов. А поскольку соц. потребно­сти явл. внутренним побудителем их соц. активности, то такое положение усиливает П.с. Разрешение П.с. ведет к соц. изменениям в структуре или к из­менениям самой структуры социальной. Торможение процесса соц. изменений, вызванное нежеланием старых соц. ин-тов признать, что их орг-ция управ­ления, методы планирования и т.д. из­жили себя, может привести к возникно­вению предкризисных явлений и в ко­нечном счете к конфликту социальному. Поэтому осн. задачей по предотвраще­нию соц. кризиса явл. выработка и реа­лизация правильной соц. политики, на­правленной на безболезненный переход из одного качественного состояния соц. системы в др.

. •'•.- .•■■: Г.Б. Осипов

ПРОФЕССИЯ(лат. professio — объяв­ляю своим делом) — в совр. науке су­ществует неск. интерпретаций данного понятия: 1) совокупность специально­стей, необходимый минимум знаний, умений и навыков, по к-рым чел. обес­печивается возможность обучения в со­отв. по профилю учеб. заведении; 2) род трудовой деятельности, занятий, опре­деляемый производственно-технологи­ческим разделением труда и его функ­циональным содержанием; 3) большая гр. людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия профессий, зави­сящая от степени сложности и ответст­венности выполняемой работы. Она от­ражается в обществ, сознании в виде л рестижа Π. Совокупность Π. и их взаимосвязь образуют профессиональ­ную структуру об-ва. Поскольку про­фессиональное разделение труда связа-


но с его обществ, разделением (на умст­венный и физический, аграрный и ин­дустриальный, организаторский и ис­полнительский и т.д.), постольку про­фессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой.

В совр. российской соц-и (А.Г. Здра-вомыслов, Г.В. Осипов, ВТ. Подмарков, М.Х. Титма, Ж.Т, Тощенко, И.И. Чанг-ли, 0,И. Шкаратан) сложились два наиб, распространенных подхода к иссЛуЮ П. Первый можно назвать «деятельност-ным», поскольку осн. признаком П. в его рамках считается особый вид трудо­вой деятельности, выделившийся в процессе обществ, разделения труда. В рамках второго подхода акцентирует­ся внимание на носителе П. — чел. Этот подход можно назвать «личност-но-квалификационным*•, поскольку для его сторонников гл. признаком П. вы­ступает уровень подготовленности лич­ности к специальному виду занятий, что находит выражение в нек-рой совокуп­ности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Весьма важен подход к П, как к одному из осн, «стратификационных» факторов, регулирующих отношения равенства-неравенства в об-ве и определяющих соц. статус индивида и соц. гр. Объек­том иссл-я при этом становятся конкр. профессиональные общности, их место и роль в трансформации российского об-ва.



Итак, П. проявляет себя и как вид специализированной деятельности, и как совокупность знаний, умений, навы­ков, и как особый вид соц. общности. Любой специализированный вид дея­тельности для приобретения статуса профессии проходит процесс институ-ционализации, к-рый предполагает: на­личие обществ, потребности в специали­зации деятельности для более эффектив­ного удовлетворения обществ, нужд; формирование специальных требований, норм и стандартов, характеризующих данный вид деятельности; определение характера способностей, знаний и навы­ков индивидов, необходимых для вы­полнения данного вида деятельности;



ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ


появление методов и способов определе­ния таких способностей и обучения спе­циальным профессиональным знаниям, приемам и навыкам: формирование сти­мулов и мотивов занятия именно этим видом деятельности, что связано с пре­стижем П., се способностью быть осп. источником дохода; выделение опрел, профессиональных интересов, ценно­стей, норм, стилей и образцов повеле­ния, профессиональных ролей, способ­ствующих сплочению людей по призна­ку принадлежности к данной профессии и конкр. Профессиональной общности; выявление особых профессиональных орг-ций для зашиты этих интересов (объединения, союзы и т.п.).

Завершение процесса институциона-лизапии профессии выражается в форми­ровании профессиональных общностей. Воспроизводство единства профессио­нальных интересов, ценностных ориента­ции, образцов повеления и всего образа жизни, присущих данной общности, обес­печивается именно ин-том П. Возникнове­ние и развитие П. явл. рез-том влияния целой совокупности факторов, среди к-рых особая роль принадлежит ип-ту образова­ния, прежде всего, высшего профессио­нального образования, обеспечивающего подготовку профессионалов высокого уровня квалификации, воспроизводство профессиональных кадров. Возникла син­тетическая науч. дисциплина, изучающая П., — профессиология. В рамках этой дисциплины П. может быть описана с по­мощью системы признаков, характери­зующих данный вид труда, а также конкр. фебований к работнику той или иной П.

Лит.: Сорокин П.А. Сои. стратифика­ция и мобильность // Чел. Цивилизация. Об-во. М., 1992: Кораблева Г.Б. Профес­сия и образование: сон. аспект связи. Екатеринбург, 1999; Шкаратан О.И., Ра-()аев В.В. Соц. стратификация. М.. 2003; Попова И.П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся россий­ском об-ве. М., 2004; Анурии В.Ф. Про­фессиональная стратификация и закон перемены трула // Социол. иссл-я. 2006. №7.

М.Б. Буланова


ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (вероятност­ный процесс, стохастический процесс, случайная функция времени) — процесс (те изменение состояния во времени нек-рой системы), течение к-рого зави­сит от случая и для к-рого определена вероятность того или иного его течения. К числу П.с. могут быть отнесены мн. производственные процессы, сопровож­дающиеся случайными флуктуаииями. процессы, встречающиеся во ми. ес-теств. науках, экономике, соц^*и Матем. теория П.с. хорошо развита. Соц. П.с. изучаются с помощью построения т.п. стохастических моделей, т.е. моделей, в к-рых необходимо учитывать распределе­ние вероятностей. В кач-ве матем. аппа­рата при этом чаше всего используются дифференциальные или разностные уравнения.

Лит.: Бартоломью Д. Стохастические модели соц. процессов. М.. 1985; Слу­чайный процесс // Матем. энциклопе­дия. Т. 5. М., 1985; Случайный про­цесс // Вероятность и матем. статистика М.. 1999.

Ю.Н. Толстова

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ - одно из осн. понятий, выражающих постоянное состояние или изменения, к-рые харак­теризуют жизнедеятельность об-ва.

Понятие «процесс» (от лаг. proces­sus — продвижение, прохождение) может обозначать: I) последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуации, сталий и т.п.; 2) совокупность последо­вательных действий, направленных на достижение опред. рез-тов и целей.

Кроме тою, это понятие может озна­чать порядок осуществления деятельно­сти следственных адм. и судебных орга­нов, рассмотрения конкр.судебных

Категория соц. в самом широком смысле слова, как известно, противопос­тавляется категориям природного ■ биол. Как процесс сои. возникает тогда, когда поведение даже одного инливиль оказывается под воздействием др. инди­видов, рахличающихся по их месту и ро­ли в конкр. обществ, отношениях, ин-т» и структурах. П.с. — это возникновение


ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ


и бытие общих связей, свойств, прису­щих разл. гр. индивидов и являющихся рез-том интеграции их деятельности и отношений между ними, поэтому он свя­зан с возникновением нового в жизни отд. людей и об-ва в целом, с формиро­ванием и развитием их как субъектов соц. действий. Его сущность выражают взаимопереходы между объективным и субъективным, идеальным и реальным, стихийным и сознательным, материаль­ным и духовным в обществ, жизни. Со­держательные элементы П.с. представля­ют понятия условий и характера труда, управления, особенностей культуры, сте­пени и уровня равенства, справедливо­сти, свободы в данном об-ве.

Многочисленные определения поня­тия «П.о, имеющиеся в лит., можно ус­ловно разделить на две гр.

Одни авторы исходят из теории дей­ствия и под П.с. понимают совокуп­ность целенаправленных и повторяю­щихся действий, совершаемых для до­стижения опред, рез-та, состояния. При таком подходе акцент делается на дейст­виях, обусловливающих воспроизводст­во и изменения об-ва, сохранение и трансформацию связей и отношений соц. бытия, а под П.с. понимается любая поддающаяся идентификации модель соц. взаимодействия: конфликт, рефор­ма, труд, глобализация.

Др. направление науч. мысли в трак­товке понятия «П.с.» выделяет такие его характеристики, как движение, измене­ние, становление и развитие, акценти­руя внимание на развертывании соц. яв­лений во времени, в динамике, стади­альности и направленности их форм и взаимосвязей, на смене, последователь­ности событий и ситуаций. Оба назван­ных подхода дают основание для разли­чения соц. процессов функционирова­ния и развития.

Среди П.с. обычно выделяют три их специфические формы: соц. изменение, соц. развитие и соц. цикл. Соц. измене­ние — переход соц. объекта или субъекта в течение опред, времени из одного со­стояния в др. Это предполагает модифи­кацию в соц. структуре и орг-ции об-ва,


в его ин-тах, способах поведения и дея­тельности людей. Понятие «соц. изме­нения* не содержит оценочного компо­нента и охватывает широкий круг раз­нообразных перемен, сдвигов в об-ве безотносительно к их направленности. Поэтому изменения могут быть прогрес­сивными и регрессивными, эволюцион­ными и рев. Что касается понятия «соц. развитие*», то оно характеризует лишь опред, вид соц. изменений, имеющих направленность в сторону усложнения, улучшения, совершенствования про­гресса. Соц. развитие как направленный процесс, с одной стороны, раскрывает потенциал обществ, системы, а с др. — выводит ее на более высокий уровень в к.-л. сфере.

Соц. цикл хотя и не имеет опред. на­правленности, но и не явл. случайным. Его суть в специфическом ритме колеба­ний, повторений обществ, состояний в ходе истории. Мн. соц. ин-ты, общно­сти, гр., кл. и даже целые об-ва изменя­ются по циклической схеме: возникно­вение, рост, расцвет, увядание, зарожде­ние нового явления. Т.о. сменяются по­коления людей, техники, знаний, полит, лидеров и разл. структур. Многообразие явлений и процессов в об-ве имеют цик­лы разной продолжительности от сезон­ных до многовековых.

Существуют разл. типологии и клас­сификации П.с. П.с. различаются по объекту (человечество, об-во, гос-во, кл., орг-ция, гр.), по степени регулирования (стихийный, естеств.-истор., управляе­мый). Если в кач-ве основы их различе­ния берется отношение направленных и ненаправленных процессов, то среди первых выделяют целевые (телеологиче­ские), прогрессивные и регрессивные, линейные и нелинейные процессы, а среди вторых — случайные, хаотические, а также процессы замкнутого или откры­того цикла. По конечному рез-ту выде­ляют морфогенетические (созидатель­ные) и трансмутационные процессы. По­следние включают в себя как простое ре­продуцирование, т.е. компенсаторные, адаптивные, гомеостатические, уравно­вешивающие или поддерживающие про-

Карта сайта
00889367.html
00889377.html
00889387.html
00889397.html
00889407.html
00889417.html
00889427.html
00889437.html