Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Экстравертная Сенсорика

Способ словесного выражения лексика, грамматика, речевые конструкты

Тема: Визуальное восприятие объекта:

броский, неброский, вид, на виду, делать

вид, вид,

внешность, видеть, видно, явно безобразный, видно,

в поле зрения, визуально,

внешне, внешний, выглядеть как

выглядит, как я выгляжу,

глаза раскрой глаза, смотреть во все глаза, на глаз, на глазок, глядеть,

заметить, заметный, незаметный, еле

заметный, зрение, изображение, красивый красиво, некрасивый о, красота, сделать красиво, мелькнуть,

наглядный наглядный

пример,

обнаружить,

Подтема: Цвет: белый, бледный, блеклый, в такихто тонах, в теплых тонах, желтый,

краски, в красках, красный,

на фоне красном, нарисовать ся, основной оттенок, основной цвет, похож на такойто цвет, который похож на этот цвет,

оглянуться,

осмотреться,

отчетливый,

очевидно, заметно,

показать, показаться

появиться,

посмотреть,

появиться,

пропасть из виду,

пялиться,

смотреть, смотреться, страшный на вид, ужас, ужасный, украсить,

эстетично не

эстетично,

эффектно,

смотри, какой!

неважно что,

раскрасить, с переливами переливчатый, синий,

сочетаться не сочетаться по цвету, цвет, в цвете, бесцветный, разноцветный, цветовая гамма, черный,

ярко, яркий, неяркий,

линия: пунктирная сплошная, пунктиром, точка,

Подтема: Свет: блеск, блестеть, гореть, загореться, искра, с искрой, искры из глаз посыпались, искра в глазах, прозрачный,

черточками, четкий, нечеткий, штрихами,

сверкать, светло, светлый, сиять,

темно, темный, тусклый,

яркий слабый,

мерцающий свет, гирлянда мигаетискрится.

Тема: Физические постоянные свойства объекта:

Подтема: Размер и форма: большое, маленькое, мелкий, огромный, крупный,

величина, величиной со

чтото со шкаф,

размером с...

вот такой ширины, вот

такой вышины с

показом,

высота,

длина,

ширина,

высокий,

длинный,

толстый,

тонкий,

фигура, фигурный,

худой,

субтильный,

круглый,

шаровидный,

квадратный,

изогнутый,

тонкий,

плоский,

вытянутый,

кривой,

косой,

низкий с уточнениями

показом,

высокий с

уточнениями показом, короткий с

уточнениями показом, широкий, шире, стать шире, расширить, форма, в форме чегото, узкий, уже, стать уже, сузить.

Подтема: Количество: вот столько, вот столечко уточнить иили показать, сколько именно,

до фига и больше,

количество,

кусок,

куча,

максимально,

мало,

масса,

Подтема: Прочие свойства: вес, веский, весомый, жесткий, заполненный, наполненный, крепкий, легкий, мягкий, полный,

мелочь, мелочи,

минимально,

много,

наполнить требуем уточнений налить, насыпать, немерено, столько, настолько, нисколько не бывает, скольконибудь все равно будет.

прочный, непрочный,

пустой,

твердый,

тяжелый,

увесистый,

упругий,

устойчивый,

хрупкий.

Тема: Пространство:

вершина,

выступающий,

высунуться,

дыра,

закрытый, открытый,

изгиб,

край,

крутой,

место, занять место, нависнуть,

Подтема: Положение объекта близко, боком, в центре, отверстие,

предел, до предела,

просторный.

пространство,

ровный, неровный,

среда,

тесный,

торчать,



щель

пространстве:

вверх,

верх,

вниз,

внутри,

вокруг то, что, вокруг

меня,

далеко,

задом, передом, задом

наперед, передом

назад,

косо,

криво,

наискосок,

наперерез,

Подтема: указание на объ вещь, эта вещь, вон то, вон, вот это, вот,

где, досюда, загогулина,

здесь; отсюда, предмет,

низ,

окружение,

поперек,

посередине,

прямо перед тобой,

прямо,

рядом,

рядом, сбоку,

сикосьнакось,

снаружи.

в поле зрения: сюда, там,

то,

туда,

тут, фигулина, фишка, штука,

штуковина эта штука,

штучка,

это.

Тема: Желания и их удовлетворение:

Подтема: желания: давай сделаем,

давай,

дай глянуть, желание, очень нужно, понадобится, понадобится,

это лишнее

конкретизировать, это нужноне нужно,

мне нужно,

очень надо,

тебе нужно,

хочу, чтобы ты...,

я хочу.

Подтема: наличие, отсутствие: достаточно, недостаточно,

иметь,

либо есть, либо нет,

мое твое, свое и не чтото есть,

мое чужое, у меня есть,

хватило, не хватило, у меня нетнету, чегото нет,

Тема: Манипуляция объектом в т.ч. в переносном смыслеУ

бросить,

взятьдай и на,

возьми, отдай,

владеть,

воздействие

впихнуть,

выжать,

выкинуть,

выковыривать,

выпереть,

вытащить,

дать, держать, добавить, достать, завладеть, закрыть, запихать, засунуть, затащить, затолкать, затянуть, захапать,

нажать, поднажать, натолкать,

отдать, открыть, отпустить, переделать посвоему, переставить, повесить, подобрать, подпихнуть, подсунуть, положить, получить, поставить, потрогать, сжать, скинуть, собрать, стиснуть,

стряхнуть, стрясти,

растрясти,

схватить,

трясти вытрясти,

убрать,

удерживать,

хапнуть,

хватать.

Подтема: Описание контакта с объектом физического и в переносном смысле:

бить ветер бьет в лицо,

бороться,

ввязаться,

вломиться,

вмешаться,

натолкнуться,

опереться,

потолкаться,

прицепиться,

пролезть, влезть,

протиснуться,

Тема: Сила, энергия:

активный, активность,

вялый,

держаться,

добиваться,

заряд, заряженный,

крепиться,

мобилизованный,

мобилизоваться,

мобильный,

мощный,

на это ушло много сил, я потратил много сил, нагрузка, перегрузка, напрячься, напряженно, быть в напряжении, постараться,

Подтема: Борьба и сопрог, агрессия, бороться, борьба, вмешательство, воля,

давить, задавить,

подавить,

добить,

завоевать,

защита,

защищать,

мешать,

нажим,

напор,

приложить усилия.,

продержаться,

расслабиться,

расслабленно,

расслабленность,

сдержаться,

сила, сильный,

слабый, слабость,

собранный

несобранный, собраться

с силами,

стать сильнее слабее, хилый,

энергия, энергичный, энергичность.

напряжение,

нарываться,

настойчивость,

настырность,

настырный,

не сдаваться,

отпор,

победа,

подчиниться,

преодоление,

препятствовать,

препятствие,

противодействие,

противодействовать, стукнуть,

противостоять, '4, ударить,

сопротивление, упертый,

сопротивляться, упорство, столкновение,

Особенности речи:

Метафоры на основе физического воздействия:

бросаться в глаза, вбить себе в голову, взять себя в руки, взяться за когол., влезть не в свое дело, гнуть свое,

держать себя в руках, кусать локти, лезть на рожон, ляпнуть о словах, за что боролся, на то и напоролся.

навесить чтол. на кого л.,

не ударить лицом в грязь,

положить глаз на..., поставить на место, припереть к стенке, режет глаз,

сподвигнуть когол. на чтол.,

стоять на своем, ткнуть носом, ткнуть пальцем.

Частый перевод в настоящее время:

не торчать, а торчит, не светиться, а светится, или выглядит.

Частый перевод несов. вида в соверш. вид Статика Глаголы с прямым дополнением.

Привязка к конкретному пространству, объекту: не длиной 2 метра, а от шкафа до двери, отсюда досюда. Не наполнить, а конкретно налить или насыпать, чего именно и во что. Не недалеко, а вон у того камня.

Частое употребление указательных местоимений смотри подтему Указание на объекты в поле зрения

Частое употребление повелительного наклонения пойди возьми и сделай.

Преимущественные области деятельности и темы разговоров:

Частые темы:

Обсуждение реально существующих объектов и все, что с ними можно сделать выкрасить, переставить, выбросить и т.д. смотря по контексту.

Дизайн по готовому создание новых форм из имеющегося, а не из головы; важно определиться с материалом.

Разбор конфликтных ситуаций.

Потребности: кому чего не хватает, у кого что есть или появилось с показом.

Пояснительная записка

1. Новое в семантике.

Первое, что надо отметить этот аспект абсолютно визуален, практически все, что в него входит, можно увидеть; это описание реальных объектов в реальном пространстве, с которыми также возможно взаимодействие. Все вышесказанное, хотя и отмечалось ранее в соционической литературе, не носило столь абсолютного и всеобъемлющего характера, а рассматривалось лишь как частные черты и проявления аспекта который, напомним, именуют то волевой, то силовой сенсорикой, выдавая в данном случае частное проявление за самую суть аспекта.

В теме Физические свойства объекта хотелось бы отметить как новые свойства, не встречавшиеся нам в доступных источниках:

описание размера, точнее, его конкретных параметров, того, из чего этот размер складывается ширины, высоты, большоемаленькое..,

уточнение количества сколько, насколько, кусок,

кУча...,

уточнение весатяжести объекта.

В отличие от интровертной сенсорики, в экстравертной все эти свойства константны и присущи не восприятию, а самим объектам: если большое, так большое, красное так красное, а тяжелое не может быть в то же время легким. По поводу размера и остальных параметров объекта хотелось бы отметить также их отличие от логических параметров: они измеряются не в метрической системе мер и весов, а на глаз, навскидку предмет взвешивается на руке, его длина определяется пятерней или охватом рук то есть основным измерительным прибором служит тело.

Отмеченное выше свойство константности еще в большей мере относится к цвету объекта. Обратите внимание, что черная Сенсорика отвечает не вообще за цвет, этот аспект регистрирует в первую очередь основные, так называемые чистые цвета красный, зеленый, синий. Полутона если и допускаются, то с неохотой это скорее вотчина сенсорики ощущений. Также этот аспект регистрирует наличиеотсутствие цвета и степень этого самого наличияотсутствия весь ряд от белого и блеклого до черного. Как нам представляется, с наличиемотсутствие цвета связана подтема Графика, где восприятие основано на двух контрастных цветах одном темном интенсивном и одном светлом фоновом.

Экстравертная Сенсорика описывает не только цветовое, но и световое восприятие. В теме Свет также важно в первую очередь наличиеотсутствие света, а во вторую его интенсивность.

По теме Пространство, вообще обычной для этого аспекта, нами внесен ряд корректировок и уточнений. Во первых, это всегда пространство, попадающее в поле зрения субъекта, где на все объекты можно указать пальием: во вторых, оно не абстрактно как, например, в интровертной логике, а конкретно, с привязкой к месту; втретьих, речь скорее идет о положении, направлении и взаимодействии объектов в этом пространстве, оно не пустое. ~~ ~

' "ХОтя тема наличияотсутствия а применительно к пространству, как раз пустотызаполненности группой активно обсуждалась и явно была отнесена участниками к этому аспекту. Но лексическое поле наличияотсутствия шире, так как относится также и к желаниям и их удовлетворению куда мы собственно его и включили. Вероятно, эту тему можно назвать сквозной, так как она косвенно присутствует во всех остальных см. выше про цвет и свет.

Что касается темы Желания: интересно, что составляющая ее лексика, которая до сих пор признавалась как характерная только для одного типа СЭЭ, оказалась близкой и родной для всей группы. Речь идет всегда о желании, направленном и выраженном вовне, объект которого уже сформирован и понятен обычно указывается, что именно нужно или чего хочу, в отличие от сенсорики ощущений, где регистрируется внутренняя потребность организма, а ее объект еще не определился хочется есть но чего именно это не то же самое, что хочу рыбы жареной. Как и в потребностях белой сенсорики, регистр желаний может быть любым.

Впервые нами отмечены некоторые языковые особенности данного аспекта, присущее ему словоупотребление. Сюда в первую очередь относится обилие указательных местоимений, которые в экстравертной сенсорике употребляются без уточнения, просто вот этот напомним, что в экстравертной логике эти же указательные местоимения употребляются в связке с объектом, о котором идет речь. Указательные местоимения, отнесенные нами к волевой сенсорике, являются чистым аналогом жеста туда, сюда, вот, оно, это. ' " ' “

’Вообще в рамках данного аспекта преобладает лексика. котощяпагко может быть проиллюстрирована, подкреплена или паже заменена жестами. В группе при обсуждении части лексических полей этого аспекта велся очень живой разговор Шйами. участники пытались показать то. о чем они говорят по большей части бессознательно. Это еще одна особенность аспекта, ранее не отраженная в соционической литературе.

Другая важная лексическая область этого аспекта обилие глаголов с прямым реже косвенным дополнением, причем дополнение зачастую важнее глагола, несет в себе больше информации для слушателя. Шире их можно назвать глаголами с объектным дополнением. Присутствуют в основном в таких темах, как Манипуляция объектом, Метафоры на основе физического воздействия, Визуальное восприятие объекта. В подтеме Описание контакта с объектом преобладают возвратные глаголы, здесь как объектдополнение выступает и собственное телесное Я функция прямого дополнения и контактная поверхность, внешний объект функция косвенного дополнения. В качестве примера: опереться то есть фактически опереть себя обо чтото.

Отметим попутно, что такая тема, как Метафоры на основе физического воздействия, ранее ускользала от внимания исследователей аспекту приписывалось лишь описание прямого физического воздействия. Многие лексемы темы Сила, энергия также могут употребляться во вторичном, переносном смысле хотя в сегодняшнем языке их метафорическая природа часто неочевидна, это стертые метафоры.

Обращает на себя внимание, что все способы взаимодействия со средой и манипуляция над чемто, и фокусированное желание, й контактные описания несут в себе сильный энергетический заряд. Они в гораздо большей мере отражают физическое напряжение организму высокий мышечный тонус, чем аналогичные разделы в интровертной сенсорике, где энергия присутствует в рассеянном состоянии низкий мышечный тонус.

2. Подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

В общем, большая часть того, что традиционно относят к этому аспекту; изменились скорее внутренние приоритеты в нем и степень детализации семантических полей ну и естественно, добавились новые разделы. Нашли свое подтверждение такие темы, как Визуальное восприятие и подтема Цвет, Пространство, Желания, Манипуляция объектом, Сила, энергия, Борьба и сопротивление см. выше о том, что было к ним добавлено, а также об отличиях в их понимании авторами и их предшественниками.

3. Не подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Расплывчатые, неконкретные выражения.

Власть и влияние: Власть это всегда влияние, но влияние

это не всегда власть СЛЭ

Деньги и материальные ценности

Территория: ограниченная территория это тюрьма. Это просто кусок пространства в последнем случае наблюдается явный перевод информации.

Соперничество, конкуренция более значимо для экстравертов, причем не только волевых сенсориков, а и представителей других типов.

. Слова: размер, расстояние, дистанция, как неконкретные или вместе с признаком Логика

. Слова: местонахождение, отсутствие, присутствие, линия, точка или вместе с признаком Логика

. Словосочетание обязательно нужно не обязательно, а очень; слово обязательно неприятно

! Сравнения, сравнительные степени: близкодалеко входит, ближедалыие уже нет.

Слово размер вызвало вялое отрицание, т.е. такую же реакцию, как измерение времени часами у носителей белой интуиции.

Нужно также отличать цель как зримый, видимый объект мишень и цель как точку сборки, в которую сходятся нити всех событий и действий конечный результат.

В первом смысле это Экстравертная Сенсорика, во втором чистая стратегия признак тактика стратегия.

У СЛЭ, СЭЭ оба смысла часто совпадают, если речь идет о ближней временной или пространственной дистанции.

4. Изоморфизм.

Невербальные реакции, телесная пластика

Повышенная устойчивость: представители этой группы типов могут закладывать крутые виражи по наклонной траектории на ходу или на бегу так как хорошо чувствуют равнодействующую сил, воздействующих на тело. Склонность к телесному взаимодействию типа потолкатьсяпобороться; повышенный мышечный тонус.

Занимают много места, реально или символически замещающими предметами. Даже если скромно сидят в уголочке, у окружающих создается подобное впечатление, основанное на ярко выраженном телесном присутствии данных ТИМов.

Использование жестов, заменяющих или иллюстрирующих слова указательные жесты: даже разговаривая по телефону, показывают чтото собеседнику.

Проективные методы, пластические искусства живопись, рисунок, скульптура, архитектура

Четкая, уверенная, достаточно жирная и энергичная линия; заостренные выступы, углы, зубы, зубцы, рога и т.п. Увесистые, округлые формы. Шершавые, негладкие поверхности, которые цепляют взгляд и дают впечатление экспрессивности. Использование чистых, ярких или контрастных цветов. Вообще использование ярких деталей либо подчеркнуто выделяющихся своей формой, размером, на которых легко фиксируется взгляд.

Карта сайта
00903927.html
00903937.html
00903947.html
00903957.html
00903967.html
00903977.html
00903987.html
00903997.html